Курская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Герои Курского края: Николай Александрович Смирнов

06 февраля 2017, 12:39
В рамках партийного проекта «Историческая память» на сайте Курского реготделения «Единой России» и в газете «Единая Россия. Курский областной вестник» продолжается публикация историй о героях Курского края, ветеранах Великой Отечественной войны.\r\nОдин из таких героев – Николай Александрович Смирнов. \r\n

Во Льгове живут бывший фронтовик Николай Александрович Смирнов и его жена, участница Великой Отечественной войны Зоя Петровна. У них год разницы в возрасте. Оба стоят на пороге девяностолетия. Несмотря на преклонные годы, супруги еще активны и бодры, сохранили ясный ум и твердую память. Не стареть душой им помогла учительская профессия, ведь умственный труд и работа с детьми, как известно, позволяют долго оставаться молодыми. У Николая Александровича и Зои Петровны по 50 лет педагогического стажа.

Судьба немало покидала их – вместе и каждого по отдельности. Зоя Петровна – сибирячка. Герой публикации родом из Тверской области (раньше Калининская), жил в селе Плишкино, расположенном в 120 км от города Калинина. Он дал название фронту, который в 1941 году одним из первых был захвачен немцами.

«Когда началась война, я учился в 10 классе. В связи с вероломным, разбойничьим нападением фашистов на нашу страну ЦК ВЛКСМ издал постановление, в котором потребовал от всех комсомольских организаций удесятеренной бдительности, сплоченности и дисциплинированности. Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!». Молодежь в едином порыве объединилась, чтобы помочь Родине. В сельсовете нам объяснили, что нужно делать. Прежде всего – информировать население о событиях на фронтах, ведь немцы засылали лазутчиков, забрасывавших население паническими лозунгами и распространявших ложные слухи. Вечерами и ночами охраняли телефонные линии, чтобы фашисты не нарушили связь. Юношей и девушек, которые не могли по возрасту или состоянию здоровья идти воевать, мобилизовали для строительства оборонительных сооружений. Создавались ополченческие, партизанские и разведывательные отряды», – рассказывает Николай Смирнов. Вместе с другими молодыми людьми он рыл противотанковые рвы, траншеи, огневые точки сначала в родном селе, а потом недалеко от озера Селигер. Там работали целый месяц. Сооружения так никому и не пригодились, а вот человеческие потери имелись: много людей погибло в результате налетов вражеской авиации и от простудных заболеваний, поскольку трудились под открытым небом, в холод и дождь, согреться и обсушиться было негде. Вдобавок ко всему попали в окружение. Из него выводили местные жители, старички, – только им знакомыми тропками через лесные чащобы и болотные топи.

В 1943 году в армию призывали юношей, рожденных в 1926-м. Служить ушел и Николай Смирнов. Его направили на Дальний Восток, откуда Советский Союз собирался нанести удар по милитаристской Японии. Эта страна с конца ХIХ века стремилась к господству на Востоке и захватила Корею, Маньчжурию, Курильские острова вместе с Южным Сахалином.

На Ялтинской конференции в феврале 1945-го Иосиф Сталин обязался перед союзниками объявить войну Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе. Иосиф Виссарионович слово сдержал. Были быстро созданы три фронта – Забайкальский и 1-й, 2-й Дальневосточные. Им противостояла Квантунская армия.

«Наш эшелон прибыл на станцию Отпор, что на границе с Монголией. Для СССР она была дружественной страной, – продолжает Николай Александрович, находившийся тогда в составе пехотной дивизии. – Чаще всего двигались под покровом темноты, чтобы не создавалось впечатление, будто на Востоке сосредоточилась крупная группировка советских войск. Запомнилось, как однажды попали в так называемую долину смерти. В Монголии погребение не практиковалось никогда. Тела умерших заворачивали в саваны и оставляли на съедение птицам и зверям. В могилах хоронили только знатных людей. Наткнувшись на такое «кладбище», где прямо под ногами лежали трупы, а в нос бил приторный запах разложения, от которого выворачивало наизнанку, мы получили команду идти другим путем.

Советское командование японскую кампанию подготовило блестяще. Все оперативные планы были разработаны заранее, маршруты проложены, каждое подразделение знало свой маневр. Солдаты действовали умело и уверенно. Были учтены уроки Великой Отечественной войны. Например, укрепленные районы японцев обходили мобильными частями, в составе которых находилась мощная техника, и блокировали пехотой. Надо сказать, что танки и самолеты противника по меркам того времени были устаревшими. В частях и соединениях Квантунской армии отсутствовали автоматы, противотанковые ружья, артиллерия.

Из Монголии двинулись на Маньчжурию. Сложной задачей оказалось преодоление большого Хинганского хребта. По сравнению с нашей операцией, потребовавшей перемещения тяжелой техники через глубокие щели и крутые горы, переход через Альпы Суворова, у которого имелись только люди, кони и легкая артиллерия, был легкой прогулкой. Японцы не ожидали, что советские бойцы одолеют труднодоступный Хинган. Эта часть фронта не охранялась, поэтому мы не встретили никакого сопротивления».

Советско-японская война, или битва за Манчьжурию, шла всего один месяц. Уже в самом ее конце Н. А. Смирнова отправили в разведку. Он получил задание передать важное сообщение в штаб фронта. В путь Николай отправился на мотоцикле вместе с автоматчиком. Недалеко от места назначения их обстреляли. Снаряд разорвался метрах в десяти. Смирнов получил тяжелую травму обеих ключиц, головы и переломы ребер. Попал на лечение в китайский госпиталь. Больше месяца вообще не мог разговаривать. На больничной койке узнал о том, что Квантунская армия потерпела поражение, японцы сдались и подписали акт о капитуляции. Произошло это 2 сентября 1945 года. В результате войны на Тихом океане СССР оккупировал Южный Сахалин и Курильские острова, на которые Япония до сих пор претендует.

Вторую мировую Николай Александрович закончил с двумя наградами: «Орденом Отечественной войны III степени» и медалью «За боевые заслуги». В октябре 1945-го его эвакуировали в СССР, где служба Родине продолжилась. Бывшего фронтовика направили в запасной полк, сформированный из вылечившихся и отставших от своих воинских частей бойцов, откуда забрали «покупатели» с военно-конного завода. Там выращивали породистых лошадей для армии. В полувоенной, в полухозяйственной части Смирнов познакомился с будущей супругой. Молодые люди понравились друг другу и поженились. На заводе служил  Николай Смирнов до 1950 г., потом был отправлен в дивизию ПВО, дислоцировавшуюся в Иркутске. Обосновавшись, забрал жену.  

Долг Родине был отдан сполна, демобилизоваться разрешили через восемь лет. Смирновы переехали в Калининскую область. К радости Николая, его дом уцелел, родители выжили.

«В трехдневный срок я как коммунист должен был стать на учет в райкоме партии и трудоустроиться, – вспоминает мой собеседник. – Мне предложили три варианта: идти в школу военруком, сотрудником в милицию и инспектором в налоговую службу. Я выбрал первый. Тем более что жена, учитель начальных классов, нашла работу по специальности».

Смирновы рассказали, как оказались во Льгове. Сестра Зои Петровны вышла замуж за льговчанина, однажды в письме расхвалила красоту и плодородие здешних мест. Зоя Смирнова захотела воочию увидеть красоты льговского края и приехала сюда в отпуск в августе, как раз в пору, когда природа щедро делится своими дарами. Заодно поинтересовалась и вакансиями в школах. Свободные места нашлись в 71-й. И переезд состоялся.

Николай Александрович получил высшее образование в Курском пединституте, окончив исторический факультет. Но по иронии судьбы всегда вел физкультуру. Высокий, мобильный, сложенный, как легкоатлет, он был создан для преподавания этого предмета. Директор учебного заведения С. С. Макаров «нагрузил» новичка тридцатью часами.

Потом его пригласил на работу директор средней школы № 68 (ныне № 4) Григорий  Самойлов – тоже обучать детей физвоспитанию. Через пять лет по рекомендации Григория Самойлова  Смирнова назначили руководителем 71-й школы. Он занимал эту должность шесть лет, после чего ушел на заслуженный отдых.

Смирновы вырастили троих сыновей. Двое живут в С.-Петербурге, один в Туле, они подарили родителям четырех внуков.

Надежда ШИШКОВА

Газета «Льговские новости»

Фото автора

 

Общественная приемная